Суть человеческой природы
Согласно буддийским учениям, суть человеческой природы составляют чистота и прозрачность, не зависящие от степени нашей сиюминутной растерянности и самообмана.
Точно так же, как облака могут на время скрыть солнце, но не в состоянии причинить вреда его светоносной силе, так и временные недомогания нашего тела и ума - растерянность, беспокойство и страдания, ими вызванные, - могут на время омрачить, но отнюдь не уничтожить или даже просто потревожить основополагающую чистоту природы нашего сознания.
Погружение в глубины собственного сердца, а также в сердца всех живых существ без исключения - это открытие неиссякаемого источника любви и мудрости. Конечная же цель всех духовных практик - не важно, причисляют их к буддийским или нет, - это выявление и установление связи с нашей истинно чистой природой.
Когда нам удается познать в себе внутреннюю чистоту, развить на глубинном уровне сострадание и любовь, мы начинаем видеть отражение этой чистоты и любящей доброты в других.
Однако если мы не устанавливаем контакт с этими внутренними качествами, то все нам видятся отвратительными и ограниченными, поскольку все, что нас ежедневно окружает во внешней реальности, в действительности является не чем иным, как проекцией нашей собственной внутренней реальности.
Существование этой глубинной, истинно чистой природы сознания - это не вопрос личной убежденности или слепого принятия догмы. Это вопрос практического опыта. В соответствии с буддийской терминологией конечной целью индивидуальной эволюции человека является просветление, или достижение состояния будды.
Это происходит, когда человек окончательно избавляется от всех омрачающих в настоящий момент его сознание факторов - жадности, ненависти, невежества и тому подобное, - взамен развив в полной мере все свои положительные качества. Такое состояние доступное каждому человеку, характеризуется безграничной мудростью, безграничным состраданием и безграничным мастерством, или силой.
Лама Тубтен Еше